|
Воскресенская церковь
ещё в недалёком прошлом была главным храмом и важнейшей архитектурной доминантой
Павловского Посада. Вся в истории, как в зеркале, отразилась нелёгкая,
полная драматизма судьба города и его жителей, и служит она поныне живущим
не только ярким свидетельством дней минувших, но и вызывает чувства любви
к родному пепелищу, к отеческим гробам, заставляет думать о возрождении
утраченного.
Согласно легенде,
Дмитрий Донской, охотясь в здешних местах, заблудился. В поисках пути к
человеческому жилью вышел он на берег реки Вохны, где в то время стояло
несколько дворов. В честь удачного избавления от верной гибели Дмитрий
Иванович дал обет возвести на этом месте храм во имя своего святого покровителя
Дмитрия Солуцкого, что и было им сделано. Первый деревянный храм был, вероятно,
не большим по размерам, что отвечало потребностям немногочисленного местного
населения. Постройку можно датировать третьей четвертью XIV века.
Впервые письменное
упоминание о храме встречается в писцовых книгах Московского уезда Вохонской
волости Троице-Сергиевского монастыря 1577 года: «Погост Дмитриевский на
речке Вохне, а на погосте церковь Дмитрия Солунского». В это время здешние
места принадлежали Троице-Сергиевскому монастырю, а до этого, в XIV веке
— государевы бобровники, занимавшиеся промыслом пушнины.
Вероятно, в период
Смутного времени начала XVII века, когда Вохонскую волость опустошили войска
Лжедмитрия II, шедшие на Москву, храм был уничтожен или приведён в полное
запустение. Но уже к 1623-1624 гг. был построен новый храм «древяны, кнутини»
на месте прежнего.
К 1686 году рядом
со старой постройкой была возведена церковь Воскресения, и храм святого
Дмитрия Солунского стал его приделом. В книгах Патриаршего приказа 1686
г. записи: «В селе Павлове церковь Воскресения и храм святого Дмитрия Солунского…»
За это время Дмитриевский погост разросся и приблизительно к середине XVII
века слился с близлежащим селом Павловым, стоявшим на притоке реки Вохны
— Вохонке, а названный так, согласно устной легенде, по имени одного из
воинов войска Дмитрия Донского, Павла.
Увеличение числа
жителей и возросшее значение села Павлова, а также обветшание деревянной
постройки привели к строительству нового, каменного Воскресного храма,
завершённого в 1703 году. Храм был сооружён в традициях Московского зодчества
второй половины XVIII века: имел пятиглавое завершение и два придела (святого
Дмитрия Солунского и святого Сергия Радонежского). «В 1703 году июня в
12 день выдан антимис по благословенной грамоте в новопостроенную церковь
Воскресения Христова с приделом в село Павлово, также церкви попу Игнатию
Патрикееву».
В новопостроенном
храме в первые годы его существования священствовали: Игнатий Патрикеев
(1704-1710), Семён Игнатьев (1704-1722), Алексей (1704), Пётр Яковлев (1700-1715),
а дьяконом был Григорий Игнатьев (1704-1722). Вновь построенный храм на
протяжении двух веков подвергся существенным изменениям во внешнем облике.
Так в1889 году была построена трапезная и ампирная колокольня, сохранившаяся
по сей день. Внешний облик колокольни говорит о ней как об одном из лучших
памятников провинциального ампира.
В 1850 году было
уничтожено древнее пятиглавие, а на его месте поставлен невысокий барабан
с четырьмя широкими световыми окнами по сторонам света, несущий плоский
купол. Таким образом храм был обработан в стиле ампир. Но здесь уже началась
и порча памятника. Как известно, эпоха Николая I — начало псевдорусского
стиля. Желая сохранить момент старины строители 1850 не нашли ничего лучшего,
как пять старых ампирных глав нагрузить на новый ампирный верх, так что
одна глава оказалась на куполе, а четыре у подножия барабана. После минуло
десятилетие и храм подвергся новой перестройке: были переделаны алтарь
и приделы. А в 1875 году выстроен купол над трапезной.
В интерьере храма
сохранились иконы XV века (Богоматерь Умиление), XVI века, конца XVII века
(св. Иоанн Креститель). Незадолго до революции на месте престола древнего
деревянного храма был установлен памятный знак об основании храма Дмитрием
Донским.
Судьба храма в советское
время полна драматизма. На протяжении 1930-1950х гг. Воскресенский собор
методически уничтожался, и о его былом великолепии в настоящее время свидетельствует
лишь колокольня.
Памятник Герасиму Курину.Особое место в истории
Павловского Посада занимает 1812 г и связанные с ним события. Павловские
крестьяне отличились во всенародной войне против французских захватчиков,
вписав тем самым яркую страницу в краткую историю России. В сентябре 1812
г. войска маршала Нея вошли в Богородск (Ногинск) узнав об этом крестьяне
Вохонской Волости во главе со старостой Егором Стуловым собрались на сход.
Мнение схода было единым: стариков женщин и детей отправить в леса, а совершеннолетним
сражаться с захватчиками. Тут же, создали дружину из 200 человек, предводителем
которой был крестьянин Герасим Курин - человек смелый и расторопный.
Вооружившись ружьями
и пиками, вохонские партизаны начали боевые действия. Первый бой они дали
25 сентября в районе деревни Большие Дворы, обратив в бегство отряд французов,
и между селом Вохна и погостом Ивана Богослова разгромили отряд французских
фуражистов. У деревни Грибово 27 сентября партизаны вступили в бой с тремя
эскадронами конницы маршала Нея. Партизаны отвергли предложение французов
о примирении и в тяжелом ночном бою, нанесли противнику большие потери.
Враги двинули против Курина сильный карательный отряд. Партизаны устроили
несколько засад, внезапно атаковав французов, и потеснили их. К противнику
подоспело подкрепление, и он начал теснить ополченцев. Положение изменилось
с подходом резервной дружины крестьян, которая с тыла ударила по неприятелю.
Захватчики не ожидали нападения свежих сил, не выдержали натиска и побежали.
Вохонские ополченцы преследовали их 8 верст и гнали до наступления темноты.
Герасим Курин и Егор Стулов были награждены Георгиевским крестом первого класса, удостоены звания почетных граждан. Помнят героев и потомки. Именем Курина были названы ул. в Москве и Павловском Посаде, оно выбито на обелиске, установленном на Бородинском мосту в столице. Война 1812 г. нанесла
хозяйству России большой урон. Широкая полоса территории страны подверглась
полному разорению. Особенно пострадали западные и южные уезды, бывшие театром
военных действий. Захватчики разграбили деревни и города, истребили посевы
и урожай. В Смоленске, Вязьме, Можайске, Москве все фабрики без исключения
были уничтожены дотла огнем или разграблены. В Москве погибли все 11 бумажных
фабрик, незадолго до того устроенных. Москве был нанесен столь значительный
урон, что “при таком ее конечном разорении фабрики и заводы уцелеть не
могли и промышленная деятельность, которая с таким успехом проявлялась
в Москве перед вторжением неприятеля, должна бала снова возродиться из
пепла.
Памятник, посвященный рождению Павловского Посада.В октябре 1973 г.
у краеведческого музея был открыт памятник, посвященный открытию Павловского
Посада. Памятник представляет собой 5 фигур (3 женские и 2 мужские) в старинных
русских костюмах. Каждая фигура символизирует один населенный пункт и определенную
отрасль производства. В руках одной из женских фигур канитель — символ
архитектуры и строительства. Две другие женские фигуры олицетворяют текстильную
промышленность в прошлом. В их руках куски узорчатой ткани и набивные платки.
Мужские фигуры: земледелец-крестьянин и рыбак с рыболовными снастями. Ансамбль
расположен у подножия холма, с которого началось поселение на реке Вохне.
Дмитровский погост. Здесь собирались торги и проходили ярмарки. Здесь держали
совет, звучали речи Стулова и Курина. Фигуры знаменуют собой села Вохну,
Захарово, Меленки, Усово. Эта скульптура — символ занятий посадцев: ткачество,
хлебопашество, судостроение и кораблестроение.
Памятник Совету, сожженному во время контрреволюционного мятежа 1918 года.На кануне февраля 1917
года в городе и районе было лишь несколько большевиков. Среди них Ефимов
Алексей Сергеевич и Лукин Август Мельнесович. Это были закаленные в борьбе
с самодержавием люди. Революционеры-большевики сразу приступили к проведению
митингов, демонстраций, приняли активное участие в работе Совета рабочих
депутатов, провели работу по росту партийной организации. В марте 1917
г. в ряды партии большевиков вступили Выставкин, Бакатина, Мушкевич и др.
Более чем тысячное собрание
рабочих, солдат и крестьян Павловского Посада единогласно приветствовали
Совет рабочих и солдатских депутатов, как руководителя революционной демократии.
Рабочие, солдаты и крестьяне Павловского Посада поддержали Совет в борьбе
против буржуазии. Собрание единогласно послало горячий привет РСДРП, как
самой верной, самой надежной защитнице рабочего класса и революционного
крестьянства. Как только весть о свержении самодержавиядошла до Павловского
Посада, рабочие на фабриках прекратили работу и, подняв красные флаги,
двинулись на центральную площадь города и организовали митинг. Затем был
создан Совет рабочих депутатов (СРД), которых впоследствии играл большую
роль в городе.
После митинга демонстранты направились к полицейскому участку, разоружили полицейских, заняли почту, телеграф, поставили свою охрану над уголовниками. Большевики призывали рабочих всех фабрик бороться за демократическую республику. Были организованы фабрично-заводские комитеты рабочих и крестьян. Комитетом был установлен восьмичасовой рабочий день, избирались фабричные комитеты. Первомай посадцы встретили демонстрациями и митингами. В мае 1917 г. был основан профсоюз текстильщиков. Но обстановка в городе по-прежнему оставалась сложной. Буржуазия, которая была не согласна с реформами, проводимыми революционерами, не сложила оружие. В нашем городе контрреволюционный мятеж вспыхнул 12 мая 1918 года. В ходе мятежа было сожжено здание Совета, погибло 6 преданных делу революции советских рабочих. В бою погиб представитель фабкома Старо-Павловской фабрики (МППО) В.Н. Карпов. Его именем названа одна из улиц нашего города. Он был одним из организаторов Советской власти в городе. 12 мая 1918 г. торговцы и кулаки осадили Дом Советов на площади Революции. Озверевшая толпа пыталась захватить находившихся там партийных работников. Осажденные связались по телефону с ближайшими городами, сообщили о создавшемся положении. Но не было уверенности в том, что их правильно поняли, поскольку связь скоро прервалась. Было решено послать одного из товарищей в Богородск (Ногинск). Выбор пал на молодого большевика Александра Карловича Розенштейка — шофера военкомата. Незаметно пробравшись в соседний двор, он вышел на улицу. В городе мало кто знал его в лицо. Он достал велосипед и помчался в Богородск. Во второй половине дня он вместе с богородцами прибыл в город. Помощь подоспела вовремя. Из горящего здания были освобождены работники Совета. 12 мая 1918 г. погиб на боевом посту 28-и летний рядовой Красной Гвардии Сергей Петрович Сидоров. Он дежурил в тот день в здании Совета. Когда вспыхнул мятеж, он вместе с другими красногвардейцами мужественно защищал Совет. Сергей был схвачен разъяренными мятежниками и зверски убит. В честь погибших на центральной площади города установлен
памятник.
Часовня.Часовня была построена
в 1912 г. в честь победы над французами в 1812 г. располагается на пересечении
4-х дорог. После революции часовню разобрали. Часовня являлась своеобразным
младшим братом Храма Христа Спасителя. 5 апреля 1909 г. было собрание общества,
предложили выстроить вместо старинного общественного памятника часовню.
Исходило это предложение от общества хоругвеносцев Воскресенской церкви.
1 октября 1912 г. состоялось открытие и освящение памятника. Но век часовни
оказался недолог. В годы борьбы с религией она была снесена. В настоящее
время она восстанавливается.
|